Сердце Марракеша умеет превращаться то в цирковую арену, то в гигантский ресторан, то в кинотеатр под открытым небом — и всегда остается собой. Фото вверху: Хуан Мануэль Кастро Прието
Известный американский писатель и композитор XX века Пол Боулз, долгое время живший в Марокко, как-то сказал, что великолепный Марракеш без своей знаменитой площади Джемаа-эль-Фна был бы обычным городом. Можно, конечно, спорить со столь категоричным утверждением, но факт остается фактом: просторная площадь многие века является визитной карточкой и одним из самых популярных уголков королевства.
Но были времена, когда у этого места была далеко не самая добрая слава. Название Джемаа-эль-Фна в переводе с арабского означает «площадь мертвых»: вплоть до XIX века именно здесь казнили преступников. Но даже и тогда общественное и культурное значение площади было весомым. Будучи практически ровесником Марракеша, основанного в 1062 году султаном Юсуфом ибн Ташфином из династии Альморавидов, Джемаа-эль-Фна с самого начала претендовала на роль центра городского архитектурного ансамбля. В XII веке рядом с ней появилась признанная эталоном культового зодчества в Магрибе мечеть Кутубия с 69-метровым минаретом. Она отделена от площади аллеей, засаженной по обе стороны стройными пальмами, возле которых дежурят прогулочные экипажи и кареты.
Порой кажется, что тихий час в распорядке дня Джемаа-эль-Фна длится совсем недолго. Стоит подняться солнцу, окрасив стены города в характерный красно-охровый цвет, как на площади начинает закипать жизнь. Первыми появляются торговцы свежим соком из знаменитых марокканских апельсинов. Один лишь вид разноцветных лавок на колесах с аккуратно разложенными на них горками оранжевых фруктов, которыми «заведуют» ловкие продавцы-зазывалы, пробуждает неподдельный интерес у заезжего гостя. А на тележках по соседству высятся горки кураги, чернослива, миндаля, разных сортов орехов и вкуснейших марокканских фиников.
Постепенно площадь обрастает большими зелеными зонтиками, под которыми устраиваются главные действующие лица марракешского народного балагана — заклинатели змей, фокусники, факиры, глотатели огня, рисовальщицы хной по телу, гадалки, продавцы лечебных снадобий и диковинной живности… Каждый из них приходит на Джемаа-эль-Фна не только для того, чтобы удивить жаждущих необычных впечатлений гостей Марракеша своими творческими и артистическими способностями или редкими товарами, но и, конечно, для заработка. Обитатели площади изо дня в день изощряются, в том числе и друг перед другом, в способах привлечения внимания. Неудивительно, что большинство опытных торговцев на Джемаа-эль-Фна отличаются незаурядным умением красиво и увлекательно расхвалить содержимое своей небольшой передвижной лавки.
Фирменный аттракцион Марракеша — укрощение змей, за которым многие предпочитают наблюдать с почтительного расстояния. Как утверждают хозяева внешне страшных гадов, на самом деле никакой опасности те не представляют, поскольку давно приручены и лишены ядовитых желез. Но если кого даже и на безопасных змей смотреть не заставишь, те могут здесь же пообщаться со знаменитыми обитателями Атласских гор Марокко — обезьянами-маготами. Надо только помнить, что их коммуникабельность и дружелюбность частенько прямо зависят от наличия угощений в руках у человека.
Уровень шумовых эффектов на Джемаа-эль-Фна заметно возрастает, когда на ней начинаются выступления фольклорных ансамблей — неизменных участников представлений в медине Марракеша (медина — старая, средневековая часть арабского города. — Прим. ред.). Чаще других внимание зевак привлекают одетые в яркие наряды музыканты и танцоры стиля гнауа, представляющего собой смесь африканских и берберских песнопений и ритмов. Интересная деталь: исполнителями танцев в женских одеждах и под вуалью иногда оказываются мужчины, так хорошо овладевшие пластикой движений прекрасного пола, что далеко не все зрители замечают подмену. Но если кого даже и на безопасных змей смотреть не заставишь, те могут здесь же пообщаться со знаменитыми обитателями Атласских гор Марокко — обезьянами-маготами. Надо только помнить, что их коммуникабельность и дружелюбность частенько прямо зависят от наличия угощений в руках у человека. Уровень шумовых эффектов на Джемаа-эль-Фна заметно возрастает, когда на ней начинаются выступления фольклорных ансамблей — неизменных участников представлений в медине Марракеша (медина — старая, средневековая часть арабского города. — Прим. ред.). Чаще других внимание зевак привлекают одетые в яркие наряды музыканты и танцоры стиля гнауа, представляющего собой смесь африканских и берберских песнопений и ритмов. Интересная деталь: исполнителями танцев в женских одеждах и под вуалью иногда оказываются мужчины, так хорошо овладевшие пластикой движений прекрасного пола, что далеко не все зрители замечают подмену.
Но, пожалуй, наиболее колоритный облик Джемаа-эль-Фна принимает с наступлением сумерек, когда появление десятков передвижных кухонь превращает площадь в огромный ресторан под открытым небом. Здесь можно отведать все известные марокканские блюда, в том числе знаменитое мясное рагу тажин, жаренную на углях баранину мешуи или пирог бастила. А признанным деликатесом, ради которого на Джемаа-эль-Фна приезжают гурманы из других городов, издавна считаются гуляля, вареные улитки, и блюль — бульон из улиток. Повара, которые деловито суетятся вокруг дымящихся чанов и кастрюль, напоминают шаманов, стремящихся заворожить и заманить к столам всех оказавшихся на площади и возле нее. И если посмотреть в это время на Джемаа-эль-Фна издалека, то она похожа на большой котел, над которым поднимается густое ароматное облако.
Как утверждают старожилы, красочное действо на Джемаа-эль-Фна повторяется день за днем уже на протяжении многих столетий, и всякий раз благодаря безграничной фантазии марокканцев оно оказывается разным. Впрочем, бывают дни, когда персонажи, запахи и звуки восточного базара уступают место на площади совсем иным героям. Например, каждый год в конце осени или начале зимы, во время международного кинофестиваля в Марракеше, Джемаа-эль-Фна превращается в кинотеатр под открытым небом, где на огромном экране демонстрируются популярные зарубежные картины, снискавшие любовь массового зрителя.
Фото: Хуан Мануэль Кастро Прието
«...знаменитая площадь... ...колдуны и гадалки... ...толкователи Корана... ...кулачные бои... ...заклинатели змей...» —
Глаза скользили по строчкам, выхватывая лишь отдельные слова, читать ивритский текст на ходу в автобусе было тяжеловато, но я ещё некоторое время упорствовала, выискивая хоть какую-нибудь дату.
Заклинатели змей... надо же! Сейчас увидим площадь, на которой в средневековье (а когда же ещё!) ежедневная жизнь была настоящей восточной сказкой. Не иначе, и сам Ходжа Насреддин захаживал туда со своим ослом посквернословить и обжулить какого-нибудь торговца, не менее лживого, чем любой другой...
Затолкав листочки с распечатанной программой дня в сумку, я отвернулась и мечтательно уставилась в окно. Перед глазами «проплывала» толстенная грязновато-розовая стена — автобус подъезжал к старому городу, который во всех арабских странах называют мединой.
Гид тем временем вещал об отверстиях, которыми усеяна крепостная стена в Марракеше. Дело в том, что строили стену давным-давно и, естественно, вручную. Чем выше забирались, тем меньше выручала приставная лестница, вот и оставляли тут и там дырки, в которые каменщики вставляли ступню, чтобы покрепче упереться.
Дырки впоследствии полагалось заделать, но в Марракеше их почему-то оставили, а теперь уж и речи не идёт об изменениях — эти отверстия стали отличительной особенностью, чуть ли не визитной карточкой Марракешской медины.
Стене, между прочим, уже почти тысяча лет! А построена она из очень прочной смеси глины, соломы и специальной извести.
В строительную глину раньше добавляли землю, которая в Марракеше из-за особых пигментов имеет красный оттенок — отсюда и самая разнообразная палитра охряных, розовых и красных цветов у всех марракешских строений.
Красная почва Марракеша
Теперь из глины ничего не строят, но в обычный бетон заливают литры розовой краски, чтобы город сохранял свой «фирменный» колорит.
Двигаясь вдоль крепостных стен, мы проехали несколько ворот, которых вообще-то целых двадцать.
Самыми знаменитыми и красивыми считаются Баб Агнау (Bаab Agnaou) — парадные ворота, построенные в 12 веке по приказу султана из сословия Альмохадов.
Это единственные ворота медины, выполненные из камня. Роскошный и древний образец традиционной исламской архитектуры.
Хотя многим современным туристам интереснее разглядывать не сами ворота, а аистов, свивших гнезда по обе стороны от арки.
Но вот перед нами выросла во всей красе Аль-Кутубия — самая большая мечеть Марракеша, и я ненадолго «унеслась» прочь, в иную страну, в другое своё путешествие.
Подумалось о странной взаимосвязи событий и знаний, какие мы постепенно приобретаем, а ещё о том, как вовремя, в нужный период всё приходит...
Совсем недавно, и года не прошло, мы были в Андалусии, знакомились с шедеврами стиля мудехар, любовались прекрасной Хиральдой.
А потом, чтобы написать об этой севильской башне, я читала много статей, и узнала про династию Альмохадов, правивших в 12-13 веках.
Третий халиф династии Альмохадов, эмир Абу Юсуф Якуб аль-Мансур в период своего правления, между 1184 — 1198 г.г., заказал строительство сразу нескольких минаретов, которым предстояло стать символами могущества исламского мира.
Считается, что минарет Аль-Кутубия, воздвигнутый в Марракеше, явился прототипом для Башни Хасана в Рабате и севильской Хиральды, хотя вообще-то все три минарета строились одновременно и, скорее всего, по единому проекту.
Когда я писала эти строчки в черновике, Марокко казалось мне абстрактным и нереально далеким, но уже на момент публикации заметки от поездки в Марракеш и Рабат меня отделяли каких-то три недели!
Родная сестра Хиральды, овеянная легендами Аль-Кутубия, здравствуй! Волнующая встреча. К сожалению, внутрь мечети могут входить только мусульмане, другим это запрещено, и остаётся удовлетвориться наружным осмотром.
Первое, на что обращаешь внимание, наглядевшись на изысканный декор минарета, — это четыре золотых шара, венчающих шпиль. Неправильное число! Шаров на мечетях может быть три или пять.
Три — по количеству принципов ислама: Иман (вера в Аллаха), Ислам (повиновение, покорность, подчинение воле Всевышнего Аллаха) и Ихсан (искренность молитвы).
Или же шары могут означать три основы жизни — земля, соль, вода
Если шаров пять, то они символизируют пять основных добродетелей ислама, обязательных для всех правоверных мусульман: шахада (единобожие), намаз (пять ежедневных молитв), ураза (пост во время месяца Рамадан), закят (подаяние нуждающимся), и хадж (паломничество в Мекку).
Аль-Кутубия
На Аль-Кутубии четыре шара, и на этот счёт, конечно же, имеется занятная легенда:
Одна из жен султана согрешила... В чем состоял грех, Аллах её знает, но всем заинтересованным лицам правоверная мусульманка, биясь в раскаянии, сообщила, что в пост священного месяца Рамадан не устояла и съела целых три виноградины. Во искупление данной провинности женщина, ни много ни мало, отдала на переплавку все свои ценные украшения, дабы из них сделали золотой шар и поместили в навершие мечети. Видно, сильно боялась, плутовка Аллаха, знала, что его-то не обманешь.
Судьбу тоже не обманешь. Нам предстояло впервые покинуть автобус и вкусить настоящего Марокко. Шум, гам, суета, куча разномастных персонажей — впечатления окатили, как из ушата (рогом изобилия не назову, слишком красиво прозвучит).
К нам тут же кинулись нищие за подаянием и какие-то торговцы стали навязчиво предлагать свой товар...
Рисовальщицы хной чуть не силой хватали за руки и в мгновение ока начинали работу, ловко нанося на пальцы завитушечный узор. Потом за это, само-собой, предстояло заплатить. Несколько дам из нашей группы попались.
Из интернета
В нос бил насыщенный запах лошадиного навоза. И это в холодный, сильно ветреный день! Источник был очевиден — на широкой улице, ведущей к главной площади медины, цепочкой стояли экипажи.
Вот странность, вроде во всем мире сейчас катают туристов в «каретах», но такой вони не припомню нигде. Ни в Европе, ни в Турции , ни даже в арабском Акко.
Но о неприятных запахах пришлось мгновенно позабыть — впереди нас ждало нечто невообразимое. Знаменитая площадь Джемаа-аль-Фна , внесенная в список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Колдуны, гадалки, местные «артисты» с дрессированными обезьянками и соколами, музыканты, заклинатели кобр — не канули в прошлое, как я было подумала, невнимательно прочитав описание площади. Нет! Они реально тусуются на Джемаа-аль-Фна, которая в нашем современном мире продолжает сохранять атмосферу средневековья.
Первое слово в её названии означает «соборная мечеть», а второе — «мертвый». Мрачный выходит перевод, что-то вроде «Собрания Мертвецов». Но понять можно. В прошлые столетия главные площади почти во всех городах мира являлись местом публичных казней. На Джемаа-аль-Фна тоже казнили мятежников и воров, вывешивая затем на всеобщее обозрение их отрубленные головы.
Кроме того, в древности через Марракеш — старейший город региона, основанный в 11 веке, проходили караванные пути, связывавшие европейские и арабские страны с Африкой. На площади Джемаа-аль-Фна находился тогда невольничий рынок, и стояли столбы, к которым привязывали африканских рабов — «черное золото» средневековья.
Мы и теперь наблюдали на площади чёрных африканцев, но, понятно, уже не рабов. Они приторговывали всякой дребеденью и чувствовали себя вполне свободно.
В отличие от меня.
Я была в шоке и в ступоре. Гид дал свободное время и моментально исчез, группа тоже рассосалась подозрительно быстро, а мы с Софой стояли посреди шума и хаоса, совершенно не понимая, что же делать.
Делать мне, конечно, хотелось только одно — фотографировать. Много, много, много фотографировать! Но было страшно. За любое фото надо платить, а сколько? Установленной таксы нет.
Местный вариант музыкального центра
Я по-честному решила заплатить водоносу, однако он накинулся на меня с грубым криком, размахивал руками, гримасничая совал монетку обратно. Мало ему. Дала ещё монетку — та же фигня. Пришлось спасаться бегством.
Больше я платить никому не пыталась. Съёжилась, застыла, и боялась в сторону «артистов» даже посмотреть...
Но вскоре принялась делать «воровские» фото — пригодилась, наконец, на все 100% моя сноровка, основательно отточенная в интерьерах европейских дворцов и музеев!
Использовала любой момент, когда «объекты» отвлекались на других туристов, или на разговоры друг с другом, или на внезапно затеянный кулачный бой.
Постановочные фото были бы, конечно, лучше, но меня радовал и случайно собранный урожай.
Музыканты с грубыми железными кастаньетами, точнее, с марокканскими аналогами кастаньет, которые оглушающе громыхают дрессировщик сокола с голубями
Одно было обидно — заклинателей кобр без договоренности не заснять. Ну, не разыгрывают они просто так своё представление. Опять соваться со своей мелочью, а потом отбиваться, если им будет мало? Не рискнула.
Как ни странно, именно тут мне повезло. Сами подошли, культурно попросили посмотреть за «сколько дашь» и, действительно, всего за 5 дирхам устроили небольшой спектакль.
Ещё и со змеёй в руках предложили сделать селфи, но от этой затеи я поспешно отказалась сама.
Вот и не верь после этого в примету, что встреча с водоносом обязательно приносит исполнение желания. Мое желание унести кучу фоток с аль-Фна исполнилось, хоть и вредный мне старикан попался.
О водоносах стоит, пожалуй, сказать чуть больше. Водопровод в Марокко появился не так уж давно, а с питьевой водой в странах Африки всегда было проблематично. Вот и возникло исторически это занятие. Водоносы ходят по улицам, носят воду в бурдюках и предлагают прохожим. Блестящие чашки для питья крепятся ремнями на груди.
Чтобы быть заметными в толпе, водоносы облачаются в красные одежды с колокольчиками и кричаще яркие шляпы с бахромой.
Сейчас эта профессия отмирает, превращаясь в аттракцион для туристов, но все же в Касабланке мне удалось увидеть настоящего водоноса. Он ходил в обычном, не туристическом квартале и предлагал воду именно попить, исключительно местным жителям. Его красный балахон не был нарядным — линялый и выцветший, а плошки не сверкали золотом — простые жестянки. Многие прохожие на ходу отмахивались, некоторые пригубляли для вида и совали старику монетку. Жалкое, в сущности, зрелище.
Ладно, отвлеклась немного. Вернёмся на нашу сказочную Джемаа-аль-Фна.
Время подкатывало к обеду, погода совсем испортилась, и мы с Софой спрятались от дождя под навесом одного из окружающих площадь ресторанчиков, в котором, как оказалось, неплохо кормят и даже есть нормальный Wi-Fi.
Там же за столиком обнаружилось несколько израильтян из нашей группы. Ни с кем из них мы в первый день поездки ещё не успели познакомиться, а теперь подсели, разговорились. Оказалось, одна пара прекрасно знает арабский язык. Мужа ещё ребёнком родители вывезли в Израиль из Марокко, жену, тоже в детстве — из Алжира.
Супруги явно кайфовали от всего происходящего вокруг и от Марокко вообще, они чувствовали себя, как рыбы в воде. С этого момента по медине Марракеша мы гуляли все вместе. Мои страхи испарились, шок уступил место восторгу и новые впечатления потекли рекой.
На главную площадь вернулись во второй половине дня. Она на глазах менялась, множество людей споро сооружали на открытом пространстве шатры, подтаскивали скамьи и большие мангалы. Я уже знала, что здесь будет, когда стемнеет.
Поздно вечером Джамаа-аль-Фна превращается из цирковой арены в гигантский ресторан под открытым небом. Местные жители приходят целыми семьями на ужин, весь город стекается сюда, и чтобы накормить жителей и гостей Марракеша на площадь приезжают десятки передвижных кухонь.
Начинается большая и шумная восточная трапеза, на которой можно отведать все известные марокканские блюда.
Из интернета
Но мы не остались, пусть даже это считается туристическим преступлением. Впечатления и так зашкалили, нужно было переварить этот день и выспаться, чтобы утром опять идти как в бой на Марракеш за новыми трофеями открытиями...
Главный центр притяжения, конечно - площадь Джемаа эль-Фна, расположенная внутри средневековой медины.
Джемаа Эль-Фна - это одна из самых больших и оживленных площадей арабского Востока, или лучше было бы сказать - Запада, потому что город Марракеш расположен западнее Лондона.
В 16 веке в центре Марракеша собирались построить огромную мечеть, но этому помешала смерть короля Ахмеда Эль-Мансура. Строительная площадка превратились в площадь. Ныне Джемаа Эль-Фна - «непостроенная мечеть», метафора тщетности человеческих усилий - это храм мирской суеты, в котором торгуют, готовят еду, рассказывают байки, глотают пламя, показывают акробатические номера, заклинают змей и туристов.
Сердце Марракеша – площадь Джемаа-эль-Фна, что в переводе означает "собрание мертвых" или "площадь отрубленных голов". Свое название она получила в былые времена: тут публично казнили преступников, вывешивая их головы на стенах. С точки зрения архитектуры площадь Джемаа-эль-Фна ничем особым не примечательна, хотя и признана ЮНЕСКО культурным наследием человечества.
Ценность ее в другом – здесь как на ладони видна настоящая жизнь города, поэтому ее вопреки всему называют одной из главных достопримечательностей Марракеша. Днем на площади спокойно: на подходе к Джемаа-эль-Фна ожидают запряженные парой лошадей двуколки, на тележках возвышаются горки апельсинов, из которых тут же выжмут свежий сок. Предлагают свои услуги гадалки, рисовальщицы хной, а неподалеку восседает на ковре знахарь.
Перед ним разложены в мешочках различные снадобья: засушенные ящерицы и лягушки, порошки и коренья. Марокканцы верят, что местные лекари обладают секретами магии старых магрибских колдунов, поэтому относиться к ним надо с уважением. Громко звеня колокольчиками, по площади в красных костюмах и широкополых лохматых шляпах разгуливают водоносы, предлагая людям утолить жажду из натертых до блеска латунных чашек. По правде говоря, они не столько продают воду, сколько позируют туристам – обязательно за деньги.
Ближе к заходу площадь преображается! Она вспыхивает тысячами огней, заполняется торговыми палатками с фруктами и пряностями. Со всех сторон слышится бой барабанов и песни.
Джемаа-эль-Фна превращается в огромную театральную площадку, где разворачиваются сразу несколько действ. На каждом шагу устраивают свои представления жонглеры, акробаты, заклинатели змей и укротители огня. И то, что тут происходит, предназначено не только для развлечения иностранцев – такой жизнью площадь и сам город живут постоянно.
На прилегающих к площади Джемаа Эль-Фна крытых улицах-прилавках и на всех 18 рынках старого города - Медины - покупать не торгуясь считается верхом безвкусицы. Все товары, особенно кожа, верблюжья шерсть, изделия из меди, ковры, специи во много раз дешевле, чем на самой дешевой европейской толкучке. Но реальная цена, так же как реальное качество, известны лишь самому продавцу.
Побывавший в Марракеше после второй мировой войны австрийский писатель и Нобелевский лауреат Элиас Канетти писал, что самое сложное для европейца - торгуясь, сочетать красноречие с достоинством: сбивать цену красноречиво. Не многим это удается: приезжие часто торгуются без юмора и обижаются на отказ, а то и вовсе готовы уплатить любую цену, не только проигрывая в деньгах, но и теряя нечто более ценное - единственную возможность общения в мусульманском городе, где личная жизнь, домашний уют тщательно оберегаются от чужого глаза.
Здесь можно бродить, попутно осматривая достопримечательности Марракеша, смешавшись с местными жителями – колоритными мужчинами в длинных халатах и женщинами с покрытыми хиджабом головами.
Или же понаблюдать за происходящим, расположившись в одном из кафе и попивая традиционный мятный чай. Можно отведать национальные блюла по вполне демократичным ценам: знаменитый кускус, баранина с инжиром и финиками, тажин – блюдо из цыпленка, мяса или рыбы, приготовленное с овощами в глиняном коническом сосуде.
Легко можно совместить два исконных желания – хлеба и зрелищ, т.е. можно вкусно поесть и развлечься. Для этого в вечернее время приходите на площадь Джема эль-Фна.
По вечерам здесь разворачивают торговлю многочисленные уличные рестораны под открытым небом, тут же показывают свое искусство акробаты, музыканты, заклинатели змей, «потомственные» предсказатели.
Площадь Джема эль-Фна
Вам будут бесконечно предлагать купить сувениры, нанести на тело рисунок хной, потрогать обезьянку и просто выпрашивать деньги. В общем, на этой площади местные жители зарабатывают.
Заклинатели змей
Небольшой совет, он уже звучал в многочисленных передачах и статьях, жители Марракеш соглашаются фотографироваться только за деньги, даже если вы не наводите на них фотоаппарат, просто наличие его у вас на груди или в руках будет поводом для них требовать деньги за фото.
История этой площади жутковата, её неофициальное название говорит само за себя «Площадь отрубленных голов». На этом месте в незапамятные времена линчевали всех разбойников страны. Вначале эти казни отличались особой жестокостью и изуверством, позже решением султана казнь приобрела более «цивилизованный характер» — моментально отсекали голову преступнику, не подвергая его перед этим публичным истязаниям. А головы выставляли на площади, в назидание гражданам.
Площадь Джема эль-Фна
Сейчас это мирная торговая и развлекательная площадь, а агрессивность проявляют если только зазывалы уличных торговых точек.
Обязательно имейте про запас мелочи, т.к. сдачи, как правило, у местных торговцев не бывает.
С площади Джема эль-Фна начинаются все обзорные экскурсии по Марракешу.
Забронировать экскурсии и связаться с экскурсоводом, обсудив все нюансы предстоящей экскурсионной программы, можно из дома, когда еще только планируете поездку в Марракеш.
Просторная площадь Джемаа эль-Фна - визитная карточка марокканского королевства.
Но был период, когда у этого местечка была далеко не добрая слава.
Джемаа-эль-Фна переводится с арабского как «площадь мертвых» - до девятнадцатого столетия именно тут казнили преступников. Но, несмотря на ужас всего происходящего, культурное и общественное значение площади было неоспоримо и в те времена.Она является ровесником Марракеша, который был основан в 1062 году, претендуя с самого начала на роль архитектурного ансамбля города. В двенадцатом столетии вблизи с ней появилась мечеть Кутубия с почти семидесятиметровым минаретом, считающаяся в Магрибе образцом культового зодчества. Их разделяет аллея, обе стороны которой засажены стройными высокими пальмами. Здесь туристов поджидают прогулочные кареты.
Как только солнце поднялось, окрасив город в характерный красно-оранжевый цвет, жизнь на площади сразу начинает бурлить. Среди первых появляются торговцы свежевыжатым апельсиновым соком. Один лишь вид пестрящих разными цветами лотков на колесах продавцов-зазывал с аккуратными горками оранжевых фруктов, пробуждает неподдельный интерес у заезжих туристов. На соседних тележках высятся кучки чернослива, кураги, фиников, миндаля, разнообразных орехов. Площадь быстро обрастает зеленоватыми зонтиками, в тени которых устраиваются основные действующие лица народного балагана - фокусники, заклинатели змей, глотатели огня, факиры, рисовальщицы тату из хны, продавцы лечебных снадобий, хитрые гадалки.
Укрощение змей - уникальный аттракцион Марракеша, за которым многие наблюдают издалека.
Владельцы страшных гадов утверждают, что никакой опасности нет, так как их питомцы приручены давно и лишены ядовитых желез. Степень шумовых эффектов на площади значительно возрастает, когда тут выступают местные фольклорные ансамбли. Любопытно, что исполнителями женских танцев часто оказываются мужчины, облаченные в одежды прекрасного пола.Здесь можно пообщаться с обезьянами-маготами - обитателями Атласских гор. Их дружелюбность и коммуникабельность напрямую зависят от наличия угощений в ваших руках.
Ближе к солнечному заходу площадь наполняется десятками передвижных тележек с едой для того, чтобы накормить гостей и жителей Марракеша досыта. Здесь можно попробовать все знаменитые марокканские блюда: мясное рагу тажин, пирог бастила, баранину мешуи, прожаренную на углях.
Старожилы утверждают, что пестрое действо на площади Джемаа-эль-Фна происходит изо дня в день на протяжении многих веков, и каждый раз благодаря неуемной фантазии марокканцев оно оказывается непохожим на предыдущее.
Это описание достопримечательности Площадь Джемаа эль-Фна в Медине городе Марракеше, Марракеш-тенсифт-эль-хаузе (Марокко). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.