Как выглядят исторические особняки, которые занимает смольный. Экскурсия в особняк абамелек-лазаревых Знаменитые владельцы дома

Как выглядят исторические особняки, которые занимает смольный. Экскурсия в особняк абамелек-лазаревых Знаменитые владельцы дома

Перова Наталья Борисовна,

Очень ярко, живо, увлекательно познакомила нас с домом князя С.С. Абамелек-Лазарева экскурсовод Елена Гдальевна Попова-Яцкевич! В имперском Петербурге Миллионная улица - настоящий центр аристократии. Участок № 22 по Миллионной сменил не один десяток блестящих владельцев, начиная с вице-адмирала Госслера, жившего здесь в деревянном доме в петровские времена. Слушала рассказ Елены Гдальевны внимательно и с наслаждением! Она изучает историю дома более 20 лет и великолепно представила множество исторических фактов, иллюстраций, рассказала о перестройках, связанных со сменой хозяев участка. Экскурсовод поделилась знаниями о российском дворянском роде армянского происхождения Лазаревых, знаменитых горнозаводчиках. Имя последнего - Семена Семеновича Абамелек-Лазарева он носит по сей день. Мы побывали сразу в трех домах этого владельца, увидели детали интерьеров, которые были перенесены в память о предках из дома Лазаревых у Армянской церкви, прошли в здание со стороны Мойки, 21 - последний, возведенный в дореволюционном Петербурге по проекту И.А. Фомина особняк с великолепными залами и лестницей. В заключение, Елена Гдальевна провела нас во внутренний двор. Экскурсия заканчивалась, а желание слушать и узнавать сохранялось. Спасибо Вам, Елена Гдальевна, сотрудникам Комитета по физкультуре и спорту, проекту "Открытый город" за полученное удовольствие!

Все было организовано на высоком уровне. Очень доброжелательны и предупредительны координаторы. Гид очень интересно рассказывал об истории дворца. Настроение было великолепное.
Очень приятно видеть заинтересованных людей в группе экскурсантов. А на такое мероприятие приходят только такие люди. С нетерпением жду возможности посетить следующий закрытый объект.
Надеюсь, что смогу послушать интересные лекции, которые обещают организовать.
Спасибо большое за мероприятие.

Решетник Марина Михайловна,

Огромное спасибо экскурсоводу Елене Гдальевне, очень увлечеенный и интереснейший человек. Вместо 1ч.30мин. экскурсия длилась почти два с половиной часа, мы так все увлеклись. А потом, Елена Гдальевна, показала нам дворики, хотя это не входило в экскурсию, но она не пожалела своего времени. Большое спасибо!

Смирнова Ирина Станиславовна

"Снимаю шляпу" перед Еленой Гдальевной за энциклапедические знания, которыми она делилась с нами почти три часа! Богата история этого места, интересны владельцы. Петр Первый бывал здесь в доме своего друга. И хоть дом не сохранился, но место-то - вот оно! Из владельцев (а их было около 20) наиболее примечателен последний - С.С. Абамелек-Лазарев. Освобождая для армянской церкви дом на Невском проспекте, он перевез ВСЕ в особняк на Миллионной, включая паркет и дверные ручки. Что вывезти было невозможно, воспроизвели здесь в тех же пропорциях и копиях. "Пальмирский тариф", привезенный Абамелек-Лазаревым, является шедевром Эрмитажа мирового значения. А его коллекция западно-европейской живописи сейчас украшает художественный музей Ульяновска и уступает лишь Эрмитажу! Ее вывезли туда в 1929-30гг., чем спасли от продажи за границу. Об этой странице истории нам рассказала хранитель коллекции Ульяновского музея, оказавшаяся на экскурсии вместе с нами. Экскурсия удалась, прекрасное завершение сезона ОГ!

Юлия Чеснокова, корреспондент:

Сегодня идём в гости в Комитет по спорту. Но не хоккейные коробки и спортивные площадки нас интересуют, а вот исторические интерьеры, в которых награждают олимпийцев и проводят заседании. Уверена, на Миллионной улице иначе как роскошными они быть просто не могут.

Елена Попова-Яцкевич,

Благодаря программе «Открытый город» мы с вами можем попасть в один из самых старых особняков. О нём писали в XIX веке. Это были легенды. Ну, во-первых, наши 4 колонны при входе пользовались страшной популярностью. Люди приезжали в каретах на них смотреть, будто бы это были первые колонны в частном доме.

Легенды окутывали Миллионную всегда. В имперском Петербурге - это настоящий центр аристократии. Апраксины и Шереметьевы, Юсуповы и Барятинские. Как и большинство соседей участок №22 по Миллионной за свою жизнь сменил не один десяток блистательных владельцев. Имя последнего - князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева здание носит по сей день.

Елена Попова-Яцкевич, экскурсовод проекта «Открытый город»:

Почему князь Абамелек-Лазарев? Во-первых, двойные фамилии в России давались только по велению императора. Во-вторых, что такое Абамелек-Лазаревы? Фамилия нерусская. Так и оказалась. Лазаревы - потомки армян, выселенных в своё время в XVII веке на территорию Персии.

Сейчас, как и сто лет назад, главное, что поражает гостей дворца - хорошо сохранившиеся интерьеры.

Юлия Чеснокова, корреспондент:

В череде парадных залов экскурсанты незаметно для себя оказываются совсем уже и не на Миллионной. Дело в том, что особняк Абамелек-Лазаревых, как настоящая русская матрёшка, внутри состоит сразу из четырёх зданий. С балкона этого, например, открывается чудесный вид на Мойку.

Елена Попова-Яцкевич, экскурсовод проекта «Открытый город»:

Комплекс домов состоит из интересных зданий, потому что один из них является копией дома на Невском проспекте - это если смотреть на Армянскую церковь правый дом - дом 40 - это родовое гнездо Лазаревых.

Покинуть родовое гнездо Семён Семёнович Абамелек-Лазарев был вынужден после смерти отца. Старый князь завещал здание Армянской церкви. Младший Лазарев переезжает в особняк на Миллионной, приобретая вместе с ним и соседний участок на Мойке. На этом месте для него возводят дом, как две капли воды похожий, на тот, что стоит на Невском проспекте.

Юлия Чеснокова, корреспондент:

Мы попадаем с вами в самое современное здание дворца. Это адрес - набережная реки Мойки, 23. Его построили в 1914 году. И это был официально последний возведённый в дореволюционном Петербурге особняк. Из Театрального зала, в котором успели поставить лишь пару постановок, попадаем в самое красивое пространство - большой банкетный зал. Его площадь 200 кв. м.

Сейчас здесь устраивают приёмы в честь петербургских олимпийцев. Комитету по физической культуре и спорту особняк на Миллионной принадлежит уже почти 90 лет. Теперь увидеть его красоту могут не только чиновники, но и все желающие. Записаться на бесплатные общедоступные экскурсии по зданию можно на сайте проекта «Открытый город».

Участок с находившимся здесь зданиями был приобретен князем С. С. Абамелек-Лазаревым, одним из богатейших людей России, в 1911 году. Особняк, включающий в себя несколько смежных зданий, был сформирован путём перестройки прежних домов в 1913-1914 годах. Архитектором комплекса был Иван Фомин. Фасад со стороны Мойки представляет собой яркий образец неоклассицизма. Хорошо сохранились интерьеры особняка, также решенные в неоклассическом стиле.

Участок (на котором ныне расположены дома наб. р. Мойки, 21-23 — ул. Миллионная, 22-24) с находившимся здесь зданиями был приобретен князем Абамелек-Лазаре в 1911 году.

Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1851-1916) — князь Абамелек — крупный российский промышленник конца 19 — начала 20 века. Был владельцем Чёрмозского частновладельческого горнозаводского округа, наследник и последний представитель промышленного рода Лазаревых и князей Абамелек-Лазаревых. К началу Первой мировой войны — один из богатейших людей России. Почетный опекун Лазаревского института восточных языков и председатель Совета московских армянских церквей. Шталмейстер двора Е. И. В. Археолог-любитель (участник археологических раскопок в Сирии), автор многочисленных сочинений на различные темы.

В 1913 году было начато строительство особняка. Автором проекта князь выбрал популярного, молодого архитектор Ивана Фомина. Строительство особняка велось с 1913 по 1914 годы. Был перестроен комплекс смежных зданий, а дом номер 23 по набережной Мойки был выстроен заново на месте снесённого строения.

Ранее на этом месте располагались дома Ф. А. Апраксина, возведенные в 1730-е годы и перестроенные в 1770-х и 1830-х годах. Автор этих построек неизвестен.

Cтоит отметить, что здания по адресу: наб. р. Мойки 21 — ул. Миллионная, 22 в 1907—1913 годах перестраивались архитектором Е. С. Воротиловым.

До 1910 С. С. Абамелек-Лазарев жил в доме Армянской церкви на Невском проспекте, 40, затем переехал в собственный дом на наб. р. Мойки, 21-23 - Миллионной ул., 22-24.

В 1914 году князем Абамелек-Лазаревым также были куплены два смежных дома по наб. р. Мойки 25 — ул. Миллионная, 26. Весь комплекс из трёх зданий оценивался в 1.4 млн руб.

Кроме особняка князю С. С. Абамелек-Лазарев принадлежали доходные дома на: ул. Итальянской, 11, ул. Боровой, 5, ул. Моховой, 17, ул. Николаевской (ныне Марата), 55, ул. Сергиевской (ныне Чайковского), 77.

После революции 1917 года особняк князя Абамелек-Лазарева был национализирован. Здесь разместилось испанское посольство, затем Управление уголовного розыска. Позднее комплекс зданий был передан для размещения Дома мастеров спорта.

Архитектура

Фасад со стороны Мойки представляет собой яркий пример архитектуры неоклассицизма. Архитектор Иван Фомин отразил в строгом решении фасада увлечение творчеством итальянского зодчего 16 века Андреа Палладио , применив так называемый колоссальный ордер (на высоту двух этажей поднимаются коринфские хорошо прорисованные пилястры). Примечательны изящные медальоны над окнами второго этажа.

В интерьерах особняка, также решенных в неоклассическом стиле, особый интерес представляют: вестибюль с колоннами и пилястрами тяжелых пропорций, столовый зал с ионическими колоннами из искусственного мрамора и театральный зал с коринфскими пилястрами. Залы имеют живописные плафоны и тонко профилированные обрамления резных дверей.

Литература и источники

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. - С. 118.

Сложившаяся к началу XX века застройка берегов Мойки в месте, где сейчас находится дом Абамелек-Лазарева, не отличалась большими архитектурными достоинствами. Наряду со старинными особняками, не столько красивыми, сколько привлекательными именно своей «старинностью», здесь были и безликие строения второй половины XIX века, а кое-где уже возвышались громады многоквартирных доходных домов. Четырехэтажный, с небольшими квартирами дом князя С.С. Абамелек-Лазарева мало чем от них отличался.Князь задумал построить новое, более респектабельное здание с просторными залами, большой столовой и обязательно с театральным залом. Старый дом разобрали, а для разработки проекта и постройки нового в начале 1913 года был приглашен архитектор И.А. Фомин. Сложность задачи, стоявшей перед зодчим, заключалась в ограниченности площади. С обеих сторон уже находились дома, и новый надо было вписать в их ряд. Определенные «обязательства» накладывало и расположение здания в центре города, неподалеку от Дворцовой и Конюшенной площадей. Фомин успешно с этим справился, сумев придать дому монументальность, несмотря на его сравнительно небольшие размеры.

Основа композиции фасада - четкий строй пилястров коринфского ордера, поднимающихся на высоту всех трех этажей. Пилястры поставлены на невысокий облицованный гранитом цоколь. Они поддерживают массивный антаблемент, завершенный над карнизом глухим парапетом. Фасаду свойственно ощущение спокойного величия, присущее лучшим сооружениям в стиле классицизма. На крыше, на тумбах парапета, перекликающегося с гранитным парапетом набережной, были установлены вазы. Благодаря четкости рисунка и крупным формам фасад дома сразу привлекает к себе внимание. Именно здание дворца создает впечатление завершенности пространства, окружающего одну из главных площадей Петербурга - Дворцовую. Фомину удалось внести в архитектуру особняка ноту изысканного аристократизма, созвучную находящимся неподалеку Зимнему и Мраморным дворцам. Но фасад - лишь небольшая часть здания, при проектировании и строительстве которого архитектор Фомин проявил прекрасное знание классической архитектуры и замечательную способность решать сложные планировочные задачи. Парадные интерьеры дома также производят впечатление грандиозных и величественных дворцовых залов. Трудно поверить, что они созданы в стенах небольшого городского особняка.

Композиция интерьеров начинается вестибюлем - небольшим, прямоугольным в плане помещением, расположенным в левой половине здания. По всему периметру вестибюль окружен колоннами и пилястрами дорического ордера, облицованными темно-желтым искусственным мрамором. Пропорции ордера намеренно утяжелены, и благодаря этому колоннада, по высоте ненамного превосходящая человеческий рост, воспринимается как монументальное сооружение. По контрасту с вестибюлем парадная лестница, расположенная рядом, кажется особенно легкой и просторной. Лестница удачно вписана в высокое, хорошо освещенное помещение, перекрытое кессонированным сводом. С верхней площадки лестницы можно попасть в Большую столовую особняка, выходящую тремя громадными окнами на набережную. Столовая оформлена празднично, ярко, она отличается цельностью объемного решения и роскошью декоративной отделки. Центр композиции здесь - лоджия с хорами для музыкантов. От всего помещения она отделена двумя парами высоких колонн ионического ордера, облицованных искусственным мрамором глубокого черного тона с крупными темно-красными и зеленовато-коричневыми вкраплениями. Колонны контрастируют с нежным светло-зеленым тоном стен, на фоне которых ярко выделяются белые архитектурные детали и белые с золочеными рельефными украшениями двери. В центре каждой из боковых стен столовой, в арочном обрамлении с колоннами коринфского ордера по сторонам размещались живописные панно. Декоративной орнаментальной росписью украшен и плоский потолок, переходящий по краям в пластично изогнутую падугу; ее поверхность разделена на ромбовидные кессоны с тончайшими по рисунку розетками. Ощущение художественного богатства создают и другие скульптурные детали: сложная резьба карниза, изящные кронштейны сандриков над дверями, мягко вылепленные рельефы в круглых медальонах. Чудесный наборный паркет органически дополняет оформление интерьера.

Рядом со столовой находится Театральный зал. Его архитектура достойно продолжает монументальную тему, начатую композицией фасада. Основной элемент зала - ряд высоких пилястров коринфского ордера. Их облицовка из искусственного мрамора оранжево-красного тона хорошо выделяется на фоне блестящих мраморных стен цвета слоновой кости. Между пилястрами расположены двери в обрамлении строгих наличников, украшенных рельефами с изображениями грифонов. Сюжет росписи плафона подсказан назначением зала: в центре перекрытия в восьмиугольной раме художественно выполнена несущаяся в облаках квадрига Аполлона - бога красоты, покровителя искусств. По краю плафон окружает фриз с изображениями путти, поддерживающих гирлянды. При создании Театрального зала вместе с Фоминым работали мастера И.А. Боданинский, расписавший плафон, и Б.И. Яковлев, создавший его скульптурный декор.

После революции, с 1917 по 1922 г., в здании располагалось Управление Петроградского угрозыска, а до 1926 года - Пушкинский дом. В 1933 году в особняке разместился Комитет по физкультуре и спорту Ленгорисполкома. По неизвестной причине в советское время вазы с парапета крыши были сняты.

Набережная реки Мойки, 23